Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоДети рисуют монстровКартины из пластилинаПоделка из ракушек и желудейОловянная армия - от игрушки к историиОловянная армия - собственными рукамГлиняная птичка своими рукамиДерево для глиняных птицДекоративное искусство. Первые шагиТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки Склад

Жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы. (Джон Леннон)



Дети рисуют монстров

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с разными штампами детской психологии. Одним из самых распространенных клише, навязываемым этой специфической педагогоко-наукой, является постулат о том, что детские рисунки способны проявить психологические переживания и выявить скрытые комплексы и кризисы личности ребенка. По сути, сама по себе эта мысль несет в себе здравое звено. Беда только в том, что подчас увлеченные своей правотой педагоги и психологи не столько анализируют рисунки и выявляют личные особенности творчества конкретного ребенка, сколько подравнивают всех детей под некий средний стандарт.

Черный цвет - плохо. Один родитель в отрыве от другого - плохо. Насилие - плохо. Монстры и пришельцы - тоже плохо. И так далее, и тому подобное. В готовы детей явно и неявно закладываются стереотипы того, что они должны рисовать, чтобы быть "правильными" - синее небо с солнечным кругом, домик с треугольной крышей и непременной трубой, дерево-растопырку и зеленую траву. (Ну и что, что ребенок городской и домики с трубой видет только на картинках? Заведено так, что должна быть труба. Не надо лепить вместо трубы антенну или спутниковую тарелку, это неправильно!) Категоричность ряда воспитателей и педагогов приводит к подавлению свободы творчества - и любые попытки понять, что в действительности пытался выразить ребенок рисунком, обречены на провал.

Главное в творчестве детей - самовыражение. Не нужно мешать им рисовать то, что они хотят и могут, даже если сюжеты и выразительные средства кажутся кому-то странными, "неправильными" или даже пугающими. Для того, чтобы вырастить полноценную творческую личность, нужно дать ей с самого раннего возраста ощущение кайфа, удовольствия от рисования, лепки, любых творческих занятий.

И в любых попытках анализа детских рисунков важно помнить об индивидуальном подходе. Все дети разные. Даже если дети рисуют нечто вроде бы похожее, для каждого в отдельности тот же домик с трубой могут значить принципиально разные ассоциации и впечатления. (У одного ребенка добрая ласковая бабушка и для него поездка в загородный дом - праздник, у другого дом ассоциируется с неприятными впечатлениями от визита к равнодушной или даже злой тетке, к примеру). Невозможно составить впечатление о сторонах личности ребенка только по рисунку. Важно знать особенности его жизни, побеседовать с ним самим, с родителями.
Если иной психолог говорит, что он понял все проблемы ребенка только по его рисункам - я не поверю, потому что даже рисунки войнушки, взрывов, ядерных грибов и любого ужаса могут быть всего лишь впечатлениями от случайно (или неслучайно) увиденного по телевизору, в интернете, в журнале родителей.

Не следует придавать слишком уж много значения конкретике образов и цветовой гамме. Пусть будут монстры, пусть будет черный цвет. Если у ребенка действительно есть какие-либо проблемы, он может выплеснуть их на бумагу, может таким образом помочь себе. Если ребенку просто доставляет радость экспериментировать с цветами и формами - не надо подавлять его естественные импульсы.
Творчество многих художников начиналось с неприятия современниками и метрами живописи (Многим повезло - психологов в настоящем понимании этой профессии до недавнего времени не существовало). Тем не менее, именно особенности неповторимого индивидуального стиля позволили им стать известными и признанными живописцами.

Пусть дети просто рисуют. Позвольте им стать если не великими живописцами, то художниками-любителями. Рисование - чудесный отдых и замечательный способ самовыражения.

Устинова Даша - Рыба

Полосатая рыба на четырех ножках-спичечках. Еще немного - и получится концепция рекламного образа или логотипа.

Устинова Даша - Лошадь

Образ можно прочесть как Лошадь, склонившую голову пощипать травку, или как кого-то крупноглазого с длинным загнутым хвостом. Двуликость часто свойственна детям - возможно, таким образом они выражают лицемерие мира, которое ощущают подчас болезненно, подчас с юмором. А может, просто в процессе творчества задумка изменилась.

Устинова Даша - Мышь

Здесь есть тяготение к абстракционизму, скорее всего не естественно изобретенному, а подсмотренному в окружающем мире. Вокруг детей слишком много подчас пиктограмм, символических указателей, различных абстрактных фигур и человечков. Сбалансированность геометрическим формам Мыши(?) придают ножки-противовесы. Композиция лаконична и завершена. Выбранная красно-коричневая гамма в данном случае - не агрессивность, а указание на то, какие банки гуаши получил конкретный ребенок при дележе коробки.

Устинова Даша - Паук

Очень яркий цветной образ. В чем-то симпатичный. А весь рисунок на удивление выдержан по композиции и симметрии.

Устинова Даша - Скорпион

Изображенное существо я назвала Скорпионом. Красное тело опутывают какие-то черные линии, вокруг кружится рой черных мух - несомненно, можно увидеть в изображении агрессию. Но известно, что скорпионы обороняются, поднимая хвост с ядовитым жалом. На картинке существо крепко стоит на всех лапах, и оно, скорее не нападает, а защищается. Ярко, красиво - и экспрессивно.

Устинова Даша - Тигрожираф

Тигрожираф трогателен и уязвим. Это видно сразу, и очевидно хочется его пожалеть и помочь. Странный эффект достигается простым визуальным приемом - ноги существа смещены резко к хвосту, и создается ощущение, что голова вот-вот перевесит - и монстр попросту упадет. Так и хочется, его, бедного, поддержать. Манипуляция? Сознательное или нет достижение заданной эмоции зрителя? Или просто детский просчет в распределении ног по туловищу?

Банальное резюме: доверяйте своему ребенку больше, а малознакомым психологам - меньше.
А если хотите узнать. что же нарисовал ребенок - покажите его рисунок другим детям. Подчас можно узнать куда больше интересного.

М.А.Шалымова,
На странице представлена серия рисунков Устиновой Даши, 5 лет

Следующая страница: Картины из пластилина

• Главная   • Творчество   • Дети рисуют монстров  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта