Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Без элемента неизвестности жизненная игра теряет смысл (Джон Голсуорси)



Цветоведение

Цветоведение как область науки. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Ахроматический и хроматический цвета. Насыщенность цвета. Светлота. Основные и дополнительные, родственные цвета. Цветовой контраст. Цвет и его значение в произведении. Физическое, эмоциональное, психологическое и символическое значение цвета.

Практическая работа: Основные цвета. Выкраска основных цветов. Родственные цвета. Прямоугольники, нарисованные на бумаге под выкраской с основными цветами, закрашиваются родственными цветами. Дополнительные цвета. Рядом с фигурами, заполненными основными цветами, помещаются прямоугольники, закрашенные дополнительными цветами. Если, например, один прямоугольник заливается синим цветом, то рядом размещается прямоугольник желтого цвета и т. д. Задание для самостоятельной работы: Привести примеры цветового контраста.

С основными законами цветоведения дети познакомились в начальной школе. Изучая в кружке цвет и основы цветоведения, они дополняют полученные ранее знания, расширяют представление о цвете, учатся на практике применять эти знания. На занятии по цветоведению в беседе с ребятами руководитель напоминает им, что наука о цвете существует с древнейших времен.

Первым пытался объяснить происхождение цвета и связанные с ним цветовые явления величайший ученый Греции Аристотель, живший в IV веке до н. э. Леонардо да Винчи, выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения, глубоко анализируя происхождение и свойства цвета, создал «Трактат о живописи», который по сведениям, содержащимся в нем, актуален и сейчас. Научные аспекты явлений восприятия цвета занимали и немецкого поэта Гете, который на основании проведенных наблюдений написал свой знаменитый труд «Теория цвета». Проблемы возникновения цвета волновали и нашего соотечественника — Михаила Васильевича Ломоносова, посвятившего многие свои труды их разрешению.

Многие ученые занимались изучением цветовых явлений, но наука о цвете получила развитие только тогда, когда ее законы стали связывать с деятельностью головного мозга. Именно мозг, по мнению ученых, отвечает за проявление тех или иных ощущений, в том числе связанных с цветом. В науке о цвете восприятие цвета мозгом имеет свое обозначение и называется цветовым ответом.

Принято считать, что человек способен воспринимать цвет в трех аспектах: физическом, эмоционально-психологическом и символическом. Не будет лишним, если руководитель более подробно остановится на занятиях на свойствах цвета, так как вся последующая деятельность ребят,в кружке будет непосредственно связана с цветовыми явлениями.

Лучше начать с изучения физических свойств цвета, которые определяются его цветовым тоном, светлотой, насыщенностью. На этом занятии рассматривается вопрос о восприятии организмом человека цвета в физическом смысле. Цвет в повседневной жизни воспринимается нами как свойства материалов, которые мы оцениваем только при определенном освещении. Не освещенный светом предмет не будет нами восприниматься как предмет, обладающий определенными свойствами. Ведь мы его не увидим и, следовательно, не сможем оценить его цветовых качеств. Но на видимый цвет предметов оказывает влияние само окружающее пространство, которое, несмотря на кажущуюся прозрачность, содержит массу мельчайших частиц пыли, влаги, которые-то и создают главные препятствия цвету.

Руководителю необходимо подтверждать свой рассказ примерами из окружающей жизни. Например, красные, оранжевые и желтые лучи проходят через эти преграды свободно, не изменяясь, а фиолетовые и синие цвета отражаются, рассеиваясь во все стороны. Вот почему цвет предмета, удаленного от зрителя на большое расстояние, приобретает оттенок синевы. Обычно ребята сами подсказывают примеры: лес, удаленный от наблюдателя, кажется всегда синеватым и т. д.

В процессе беседы ребята узнают, что цвет многих предметов мы определяем по их способности отражать падающий на них свет, а свет, попадая в наши глаза, проходя сложный путь через хрусталик глаза, сетчатку, два слоя нервных клеток, и создает ощущение цвета. Световые волны сами по себе не цветные. Но цвет воспринимается разным, так как световые волны, создающие ощущение различных цветов, бывают разной длины. Красные, желтые и их производные цвета — это всего лишь длинные световые волны, а синие и фиолетовые — короткие. Эти сведения (только в более подробном изложении) дети узнают на уроках физики в старших классах, но, если физические свойства цвета будут изучаться уже в кружке, это поможет ребятам в будущем и не только в учебе при изучении законов физики. Изучая 'свойства цвета, нельзя обойти стороной свойства белого цвета, который воспринимается, особенно младшими школьниками, как бесцветный. Необходимо объяснить им, что белый цвет, как и все остальные цвета, тоже существует в природе, но он состоит из многих составных компонентов.

Например, солнечный свет мы воспринимаем как белый, но ведь он имеет очень сложный состав цветов и получается при смешении всех цветовых волн. Это нетрудно обнаружить, пропустив луч света через стеклянную призму. При этом белый цвет разложится на ряд составляющих цветов, постепенно переходящих один в другой. Эти цвета, включенные в состав белого цвета, называют спектром. Спектр можно наблюдать и в естественных условиях (радуга, которая является результатом преломления и отражения солнечных лучей в каплях дождя, рассеянных в воздухе) .

В лабораторных условиях в зависимости от специального оборудования получают спектр больших или меньших размеров. При этом неизменными остаются последовательность цветов и их переходов (всегда один конец спектра включает фиолетовые цвета, а другой-красные). Таким образом, цвета. в спектре располагаются в строгой последовательности — от самых длинных цветовых волн до самых коротких. Для большей наглядности необходимо показать ребятам цветовой спектр на бумаге, который можно расположить и в круге (рис. 3). В спектр входят красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета.

Цвета, которые можно охарактеризовать цветовым тоном, относят к хроматическим цветам. Ахроматические цвета-черный и белый. Но цвет нам представляется всегда разным и не только по тону, но и по насыщенности и светлоте. Термином «насыщенность» определяют степень отличия хроматического цвета от ахроматического при одинаковой светлоте. Светлоту, относящуюся к свойствам цвета, определить нетрудно. Все цвета без труда можно разделить на светлые и темные. Так, желтый, розовый, голубой — светлые цвета, а синий, фиолетовый — темные.

Рассматривая свойства цвета, нельзя не обратить внимание кружковцев на то, что в цветоведении существуют два метода смешения цветов — оптический и механический. Почти все краски (за исключением основных, которые воспринимаются чистыми, а не как смеси) получаются за счет смешения. Смешение красок на палитре называют механическим. А оптическое смешение цветов происходит при слиянии цветов, нанесенных на поверхность диска при быстром его вращении. Как правило, результаты оптического и механического смешения бывают различны. Например, механическое смешение оранжевой и синей краски приведет к образованию грязного зеленого цвета. А при оптическом смешении этих цветов получится серый цвет. Цвета, образующие при оптическом смешении ахроматический цвет, называют дополнительными.

Кружковцы в этом легко могут убедиться, проведя соединяющие линии через весь спектр между двумя противолежащими цветами. Так, у желтого цвета дополнительный — фиолетовый, у оранжевого — синий. Знание дополнительных цветов пригодится ребятам в кружке при создании эскизов будущего изделия, так как у дополнительных цветов есть своя особенность: находясь рядом, они как бы зрительно усиливают насыщенность, яркость и звучность основных цветов. Например, локальный зеленый цвет будет казаться ярче, если рядом расположить красный цвет. Это явление художники используют в своих произведениях в том случае, когда необходимо цветом усилить какой-либо элемент в работе.

Для того чтобы самим понять различные особенности цветов, ребята на следующем этапе рисуют на листе бумаги (или в альбоме) несколько прямоугольников, которые заполняются основными цветами: красным, желтым, синим. Под каждым прямоугольником ребята рисуют такой же, но заполняют его дополнительными цветами. Чередование рассказа преподавателя с практическими занятиями кружковцев позволит им переключить внимание, сосредоточиться на работе с 'карандашом и красками. Даже очень интересный рассказ может утомить ребенка, ослабить его внимание. Поэтому рекомендуется сопровождать объяснение демонстрацией ярких, наглядных примеров.

На этом занятии ребята знакомятся с родственными цветами. Родственными цвету будут являться цвета, расположенные как слева, так и справа от него. К родственным цветам относятся желтый — оранжевый, синий — зеленый. Следует учитывать, что при близком расположении родственных цветов происходит уменьшение их насыщенности. Для примера можно показать ребятам сочетания родственных цветов на работах хохломских мастеров.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Цветоведение. Практическая работа.

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Цветоведение  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта