Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Желание ребёнка помочь в каком-либо деле обратно пропорционально его способности выполнить эту работу.



Вводное занятие

Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных учащимися в предыдущие годы в кружке. Показ слайдов, репродукций и диафильмов о народном искусстве. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и в современном интерьере. Знакомство с кабинетом и его оборудованием. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Организация рабочего места для работы над росписью по дереву. Правила техники безопасности. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы в кружке и его режимом. Организационные вопросы.

На первом занятии кружка преподаватель знакомит кружковцев с историей росписи по дереву в России, с основными направлениями развития этого вида декоративно-прикладного искусства, характерными особенностями, присущими известным центрам росписи. Преподавателю надо так построить свою беседу с ребятами, чтобы суметь заинтересовать их, показать красоту народного творчества, дать первый импульс на пути самостоятельного творчеств а.

Рассказ можно начать с того, что искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встретились бы расписные изделия. Росписью украшают посуду, игрушки, мебель, дома. Наиболее известны росписи Поволжья, знаменитый Городец, Семенов, архангельские и вологодские росписи, своеобразная роспись Карелии, северодвинская и пермогорская росписи, роспись Великого Устюга. Не менее известны теперь росписи Урала и Приуралья. Именно там найдены великолепные по своему колористическому и композиционному решению росписи жилых помещений: ставен, наличников, ворот, карнизов, стен и потолков. Рассказы о крупных центрах народной живописи надо обязательно сопровождать показом иллюстраций, открыток с видами характерных росписей. Далее ребятам следует объяснить, что для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое (т. е. свободное кистевое письмо).

В начале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделий черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными красками, т. е. как бы заливал краской намеченные контуры. Роспись, отнесенная учеными к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Эта роспись, распространенная на огромной территории нашей страны, несмотря на ряд обших черт, очень разнообразна не только по композиционному решению, но и по сочетанию графики в рисунке и цвету. Представление о ней дадут слайды, открытки, показанные руководителем во время рассказа.

Графическая манера письма получила распространение на Северной Двине. К северодвинской школе относят росписи Пермогорья, Борка, Верхней Уфтюги, Нижней Тоймы, пичугскую и ракуловскую росписи. Этим своеобразным школам присущи общие черты народной росписи в построении композиций, в цветовом решении, в орнаментальной трактовке.

Другое направление в росписи по дереву — кистевое. Широко известны своеобразные и оригинальные росписи старинных русских центров — Хохломы и Городца.

С первых дней Советской власти Советское правительство и лично В. И. Ленин предприняли ряд мер для восстановления народных художественных промыслов. В программе партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 года, говорилось: «По отношению к кустарной и мелкой промышленности необходимо широкое использование ее путем дачи государственных заказов кустарям; включение кустарной и мелкой промышленности в общий план снабжения сырьем и топливом, а также ее финансовая поддержка, при условии объединения отдельных кустарей, кустарных артелей, производительных кооперативов и мелких предприятий в более крупные производительные и промышленные единицы»'.

На занятиях в кружке ребята будут изучать приемы росписи Хохломы и Городца, и поэтому руководитель обращает внимание кружковцев именно на эти два промысла.

Хохломская роспись

В конце XIX — начале ХХ века хохломской промысёл пришел в упадок, так как в это время резко снизился спрос на деревянную расписную посуду в связи с появлением на рынке дешевой фабричной. После победы Великой Октябрьской социалистической революции положение сразу изменилось. Великая Отечественная война приостановила все начинания на промысле. Мастера уходили на фронт. В те тяжелые годы Советское правительство вновь оказало хохломскому промыслу огромную помощь.

В первой беседе с ребятами необходимо рассказать о таких мастерах народных художественных промыслов, как А. Г. Подогов, А. М. Серов, С.' С. Юзиков, И. Е. Тюкалов. С их именами связаны замечательные страницы истории хохломского промысла. Война унесла жизни этих талантливых художников.

В послевоенные годы хохломской промысел продолжал существовать в селе Семино и в городе Семенове (Горьковская область). Артели хохломской росписи выросли в большие предприятия. Например, артель «Кустарь-художник» в г. Семенове переросла в большое художественное объединение «Хохломская роспись». Рассказывая об этом объединении, необходимо назвать ведущих художников, показать слайды, открытки с видами их работ. Много талантливых художников работает в объединении, среди них Н. И. Иванов, Н. В. Морозова, Е. Н. Доспалова, Н. И. Сальникова и др.

В Ковернйнском районе, в селе Семино из артели образовалась фабрика «Хохломской художник». На фабрике работают прекрасные мастера росписи: О. П. Лушина, Е. В. Мосина, О. Н. Веселова, А. С. Карпова, А. Т. Бусова, которые являются наставниками молодежи. Ребятам надо рассказать о творческом пути этих мастеров.

В сегодняшнем промысле изменилась не только сама роспись, но и принцип работы над изделием в целом. Если раньше токари, вытачивающие изделие, художники, занимающиеся росписью, никогда не работали совместно, то теперь художник и токарь создают произведение вместе: продумывают форму будущего изделия, решают сообща пропорциональные членения и места конструктивных линий. Созданное в тесном содружестве изделие бывает всегда лаконично по форме и по украшающему его орнаменту.

Городецкая роспись

Роспись Городца также знала время расцвета и упадка. Городецкая роспись зазвучала совсем по-новому в советское время. В росписи стали появляться новые сюжеты, которые воплощались уже на новых формах изделий. Внедрению новых форм способствовало появление нового поколения молодых художников, учившихся у таких старых мастеров, как Аристарх Евстафьевич Коновалов. Свой опыт и знания он отдавал делу воспитания молодежи. Неутомимый труженик, энтузиаст городецкой росписи, талантливый художник внес большой вклад в дело восстановления традиционного письма в Городце, которое постепенно исчезало. Именно ему в большей степени обязана городецкая роспись своим вторым рождением, так как в самые тяжелые времена он пришел на помощь промыслу и не дал погибнуть городецкому письму.

В эти годы в г. Семенове в профтехшколе открылось отделение городецкой росписи, где А. Е. Коновалов вел практические занятия с мастерами и молодыми художниками. Об этом мастере городецкой росписи следует рассказать ребятам более подробно. Ведь именно он составил первые учебные пособия по основам городецкой росписи и композиционным принципам построения изделий. Позже этот талантливый мастер, потомственный художник стал художественным руководителем созданной в Городце фабрики «Городецкая роспись». Его ученики — ведущие художники промысла-составляют ядро творческого коллектива фабрики.

На фабрике много делается для сохранения традиций народного городецкого промысла, постоянно ведется работа по поиску новых форм изделий, создан учебно-методический фонд, включающий альбомы, фотографии и зарисовки городецких изделий из различных музейных собраний страны.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Дополнительная информация:
•   Северодвинские росписи на сайте Верхней Тоймы

Следующая страница: Цветоведение

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Вводное занятие  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта