Родительские истории  
       Мастерская       Практикум       Читалка       Творчество       Традиции       Музеи      
  

МастерскаяПрактикумЧиталкаТворчествоТрадицииМузеи, выставки, экскурсии

Прогулки СкладМахмутова Х. И. Роспись по дереву. Роспись по дереву. Общие моменты организации кружкаСтруктура кружка и планирование работыУчебно-материальное обеспечениеОбщие методические рекомендацииЭстетическое воспитаниеФормирование художественного вкусаВводное занятиеЦветоведениеЦветоведение. Практическая работа.Композиция. Соразмерность, центр, контрастыКомпозиция. Симметрия и ритмКомпозиция. Построение орнаментаОрнаменты в росписи по деревуАнализ орнаментальных композиций Хохломская роспись. История и особенности промыслаХохломская роспись. Травяной рисунокХохломская роспись. Роспись под фон. Кудрина росписьХохломская роспись. Цветовое решениеХохломская роспись. Составление композицииДеревянная основа под росписьХохломская роспись. Практическая работаГородецкая роспись. История и особенности промыслаГородецкая роспись. Построение орнаментаГородецкая роспись. Цветовые решенияГородецкая роспись. Составление композицииГородецкая роспись. Практическая работаРоспись изделия малых формПроизвольная творческая композиция


Желание ребёнка помочь в каком-либо деле обратно пропорционально его способности выполнить эту работу.



Эстетическое воспитание

Поддержать творческий настрой, сохранить увлеченность ребят руководителю кружка помогают различные методы педагогического воздействия, применение которых зависит от возрастных особенностей детей. Поэтому с первых занятий руководитель условно делит членов кружка на младшую (I — IV классы) и старшую (V — XI классы) группы. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются руководителем в зависимости от возраста детей. Работа с младшими кружковцами должна включать элементы игры. Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не только интересно, увлеченно объясняет и рассказывает, но и на практике может показать все приемы росписи по дереву.

Первые пробы в написании характерных штрихов росписи лучше проводить не на бумаге, а на прозрачном стекле. Гладкая поверхность стекла поможет ребенку при освоении «трудных» мазков. Работать на стекле намного легче, чем на бумаге, так как кисть как бы сама скользит по поверхности стекла. При неудачном, вернее, неточном штрихе его нетрудно стереть влажным лоскутом ткани, а затем повторить еще раз.

Для достижения большей эффективности занятий руководитель кружка чередует объяснения теории с практическим показом приемов росписи, который сопровождается демонстрацией таблиц, иллюстраций, открыток, диапозитивов, изделий народных мастеров, работ учащихся предыдущих лет.

Приступая к изучению каждого раздела программы, руководитель рассказывает ребятам о народных мастерах, приводит примеры из истории' и литературы. Например, в книге Мельникова-Печерского «В лесах» интересно рассказывается о хохломском промысле и об умельцах хохломской росписи.

Руководителю кружка следует давать только ту информацию, которая будет полезна ребятам для их дальнейшей творческой работы. Приобретая теоретические знания и практические навыки письма, ребята создают настоящее изделие с росписью, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала в художественное произведение.

Стилизованные растительные мотивы
Стилизованные растительные мотивы
Изучение природы помогает создавать орнаменты и мотивы росписей

Уже в первом полугодии при анализе работ кружковцев можно заметить, как соприкасаются трудовое и эстетическое воспитание. Решение творческих задач по выполнению росписи влечет за собой освоение приемов другого вида работ, где развиваются трудовые навыки кружковцев. Ведь обязательный этап работы перед росписью — обработка дерева: шлифовка поверхности наждачной бумагой, придание нужной формы деревянной заготовке. Таким образом, всю работу на всех этапах изготовления изделия дети выполняют сами. Девочкам эта работа окажется труднее, так как мальчики знакомы с процессом обработки дерева по урокам трудового обучения. Поэтому на этом этапе работы девочкам дается более подробная консультация.

Сразу, с первых занятий, необходимо приучать ребят к самостоятельной работе, так как при излишней опеке часто происходит обратный результат. Дети ждут подсказки, становятся менее активными, нерешительными и при выборе сюжета, и при непосредственном исполнении орнамента. Руководитель так строит занятия, чтобы у ребят появилось желание самим решать поставленную перед ними задачу.

Самое сложное для занимающихся в кружке — выбор сюжета будущей работы. Естественно, что интересы у всех кружковцев различны. Одним нравятся растительные орнаменты, включающие стилизованные цветы; они создают орнаментальные композиции. Использование мотивов народной росписи должно быть всегда оправдано. Например, хохломская трактовка сюжетных композиций недопустима в работах ребят, так как это противоречит традициям Хохломы, и поэтому лучше применить в композициях с сюжетным решением элементы городецкой росписи. А орнаментальные композиции могут быть решены как в хохломской манере письма, так и в городецком стиле.

У всех учащихся в разные периоды работы в кружке наблюдается тяготение к иллюстрированию сказок. Руководителю следует предостеречь кружковцев от простого иллюстрирования произведения. Роспись должна быть не просто иллюстрацией, а законченной композицией или панно по мотивам сказки, выполненных с учетом законов цветоведения и гармонического заполнения плоскости. Для успешного решения этой задачи каждый кружковец перед началом работы с помощью руководителя выбирает наиболее важный композиционный эпизод. Особенно часто ребята обращаются к сказкам и поэмам А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила». Во всех этих композициях обязательно присутствует полюбившийся детям растительный городецкий орнамент, который придает работе особую свежесть, подчеркивает сказочность выбранного сюжета.

Без орнаментальных разработок не обходится ни одна работа учащихся. При создании собственной композиции ребята работают с наибольшим творческим подъемом, проявляют свою фантазию, выдумку. Именно здесь возникает та раскованность, непринужденность, без которых немыслимо детское творчество. А какие неожиданные решения композиций находят порой ребята!

Нередко у кружковцев возникает желание вместе работать над одним изделием. Такой коллективный труд сплачивает детей, а результаты бывают очень хорошими, так как при совместной работе допущенные ошибки одного всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправляются. Ребята, объединенные в творческую группу, становятся более требовательными к себе, к своей работе, стараются не подвести товарищей.

Как правило, ребята работают вместе при создании изделия большого формата. Сначала каждый выполняет несколько эскизов, из которых выбирается один, наиболее удачный в композиционном решении. Колорит композиции также находится совместно. Рисунок в натуральную величину набрасывается одним из кружковцев. И только после этого все приступают к главной своей работе — прорисовке фрагмента на нижней или на верхней части листа бумаги. Анализ работы при коллективном творчестве проводится на каждом этапе. На заключительном этапе подготовки .к росписи перевод основных линий рисунка на поверхность заготовки осуществляет один из кружковцев, а непосредственно в росписи принимают участие все остальные.

Над изделием лучше работать вдвоем или троем. Однако. при создании изделия, состоящего из нескольких частей, которые по окончании работы монтируются, может участвовать большее количество ребят.

Работы детей не всегда бывают плоскостными. Часто свои композиции они решают на объемных формах. В этом случае руководитель должен объяснить на конкретном примере, как располагается на поверхности изделия орнамент, почему он должен подчиняться заданной форме. Ведь вопросами композиционного построения дети будут заниматься постоянно.


Махмутова Х. И. Роспись по дереву.


Следующая страница: Формирование художественного вкуса

• Главная   • Склад - полезные книги, методики, пособия   • Махмутова Х. И. Роспись по дереву.   • Эстетическое воспитание  


 
  © Parents-tale.ru, 2009-2021
Информационный, познавательный, образовательный ресурс для родителей и детей.
Творчество, приключения, открытие мира. Традиции и новации в области воспитания.
о проекте
контакты
карта сайта